Все, чтобы заговорить по-сербски

История и современность в романе Г. Петровича «Осада церкви Святого Спаса»

Горан Петрович

Горан Петрович (р. 01.07.1961 г.) — один из наиболее известных и значительных современных сербских писателей, достаточно хорошо известный в России. Им написаны сборники рассказов: «Советы, как легче жить» (1989), «Остров и рассказы вокруг» (1996), цикл новелл «Ближние» (2002), романы «Атлас, составленный небом» (1993), «Осада церкви Святого Спаса» (1997), «Книга с местом для свидания» (2000), «Под потолком, который крошится» (2010). Горан Петрович — обладатель многих национальных премий. Его книги переведены на ряд европейских языков, в том числе на русский (практически все). В Сербии его произведения выдержали уже несколько изданий, что говорит о важности его творчества для развития сербской литературы и заинтересованности читателей и критики.

Традиции исторической прозы в Сербии

Горан Петрович — сложный и неоднозначный автор. Вступив в литературу в конце 1980–х гг., он продолжает постмодернистскую традицию таких сербских писателей, как Д. Киш, Б. Пекич, М. Павич и в то же время привносит свое видение национальной истории. Чем характеризуется литературный процесс конца 80–х — 90–х гг., когда Г. Петрович вступил в литературу? Общественно-политическая ситуация в Югославии, наступающие социальные перемены вызвали

– обостренное внимание к политическим вопросам;
– повышенный интерес к историческим корням;
– и, как следствие, политизацию литературных произведений.

Именно поэтому особый интерес читателей и критики вызвал роман Г. Петровича «Осада церкви Святого Спаса», в котором описание прошлого сочетается с картиной современных событий (1997 + несколько переизданий, на русском — в 2001). Роман отличает сложность повествования, центральной сюжетной линией которого является историческое событие — осада и разорение тюркскими племенами болгар и куман в конце XIII века монастыря Жича, защита монастыря осаждёнными. Второй сюжетной линией романа также является важное историческое событие: описание 4–го крестового похода начала XIII в., закончившегося разорением Константинополя.

Наличие данных пластов повествования позволяет определить роман Г. Петровича «Осада церкви Святого Спаса» как исторический. Нужно отметить, что традиция исторического романа в Сербии имеет свои особенности, для которой характерно раскрытие на материале национальной истории, с обращением к национальному мифу и фольклору, вопросов более глобальных: вопросов бытия сербского народа, а также вопросов бытия всего человечества. В этом смысле мы можем считать Г. Петровича продолжателем традиций, заложенных И. Андричем и М. Црнянским. Однако в романе очевидно и следование другой, а именно постмодернисткой тенденции, заложенной в 1980–х гг. такими писателями, как Павич, Киш, Пекич, для которой характерна фрагментарность и отрывочность подачи материала, перемежение временных пластов, отказ от единой последовательной структуры организации произведения.

История в романе

Какое место занимает в романе реалистическое изображение исторических событий? Описание реальных, конкретных исторических фактов играет большую роль в структуре произведения Г. Петровича. Автор прибегает к традиционным приёмам исторического романа: введению в повествование реальных исторических личностей, обращение к реальным документам и хроникам. Так, за основу своего романа автор взял и развернул тот исторический факт, которому архиепископ Данила II в своих «Житиях архиепископов и королей сербских» посвятил всего одну или две строчки: рассказ об осаде и разорении болгарами и куманами в конце XIII в. монастыря Жича. Однако само описание события дано в нетрадиционном ключе: Г. Петрович, используя такие формальные приёмы, как овеществление метафоры, мотив сна, прибегая к мифологизации текста, представляет читателю Жичу, силой молитвы осаждённых поднявшуюся в небо. С другой стороны, описание осады монастыря носит хроникальный характер: повествование разбито на сорок дней, следующих за праздником Христова Воскресенья, оно достаточно неторопливо и изобилует предметной детализацией. Эпичность проявляется в широте охвата исторического материала автором: Г. Петрович начинает повествование в XIII в. и на протяжении всего романа соотносит данный исторический материал с событиями ХХ в. О реальных исторических событиях писатель повествует достаточно полно и широко: рисует картину средневековой Сербии, описывает сербскую королевскую династию Неманичей, с другой стороны перед читателем предстаёт картина средневековой Венеции, образ дожа Энрико Дандоло, его имперские планы по захвату Византии. Основываясь на достоверных исторических источниках, Г. Петрович с натуралистической точностью живописует картину разорения и сожжения Констатинополя. В изображении событий, во многом определивших ход истории, чувствуется опора на исторические источники и документы. Источниками писателя были уже упомянутые «Жития архиепископов и королей сербских» Данилы II, многочисленные латинские средневековые хроники, свидетельства, грамоты, дипломатическая переписка.  
Выбор данных исторических событий в качестве канвы романа не случаен, он обусловлен идейными задачами автора. В двух исторических пластах автор изображает нападение на православный мир с двух сторон: с одной стороны — нападение Востока в лице тюркских племён на Сербию, с другой — Запада (планы Венеции по захвату Византии). Сербия, как государство в центре Европы, правители которого были дипломатически связаны с обеими сторонами, находится на пересечении двух потоков, и вынуждена противостоять им.

Современность в романе

Значительное место в романе отводится современности. Ей посвящен 3-й пласт повествования — рассказ о судьбе Богдана, мальчика, родившегося во сне царицы Филиппы, жившей в XIII в., ставшего в ХХ в. орнитологом и погибшего во время натовских бомбардировок Боснии в 1995 году. Описание этих драматических событий дано в основном в реалистическом ключе. При изображении современного пласта действительности Сербии конца ХХ века, НАТОвских бомбардировок автор использует материал газеты «Политика», приводит сводки бомбардировок, даёт выдержки из репортажей журналистов на телевидении, детально повествует об экологических последствиях войны.

Связь временных пластов

По мысли автора, как и несколько веков назад, Сербия и православный мир снова осаждены историей. Эпохи меняются, но суть исторического противостояния остаётся неизменной. История прошедших веков и современные ему события имеют единую природу. История, как далёкого Средневековья, так и та, которая всё ещё остаётся живой современностью для автора, это отход от истинного пути, грех, осквернение, гибель. Это «военный» мир, над которым властвует время, быстрота, скоротечность, мир, противопоставленный безграничности, красоте и вечности, которые живут в мифе, легенде и повествовании. Идея повести и повествования играют большую структурообразующую роль в романе. Повесть (и шире — искусство) — это место, где человек может скрыться от зла, неизбежности, быстротечности, смертности. В романе появляется герой, олицетворяющий зло. Это торговец временем, а значит, и властелин истории, Андрия Скадарец, который покупает и продает маленькие и большие партии времени и, как некий акционер, живёт от прибыли, т. е. вечно. Андрия Скадарец не просто негативный герой, его по некоторым признакам можно определить как самого дьявола и инициатора всего зла, которое присутствует в романе и в жизни. Но злу истории противопоставлены повествование, миф, рассказ, именно в них можно скрыться от «осады», которую раз за разом устраивает человечеству история. Полотно исторических событий автор использует как метафору судьбы сербского народа и, шире, человечества в целом. В романе прослеживаются явные аналогии между событиями исторической эпохи Средневековья и войной в Югославии, это осмысление настоящего через прошлое. По словам сербского литературоведа М. Пантича, «…Г. Петрович, следуя нашим современным классикам, в меньшей степени Андричу, в большей — Црнянскому, выбрал поэтизацию и фантастическую систематизацию исторических событий… Повествование о Жиче есть метафора всей сербской истории (истории как осады) и, более того, — всей общечеловеческой экзистенции в истории…»[1]. Несмотря на то, что нить повествования, по словам автора, становится все тоньше и тоньше, уступая место водовороту исторических событий, в романе прослеживается некий оптимизм и надежда. После смерти главного героя рождается его сын, и крещение ребёнка происходит в Церкви Вознесения монастыря Жича — того, который смог пережить историческую осаду XIII в.

Заключение

Г. Петрович, опираясь на исторический материал, на средневековую историю Сербии, повествуя о нём через фантастику, размышляет о судьбе сербского народа, о судьбе человечества, «осаждённого» историей вообще. Построение романа «Осада церкви Святого Спаса» определяется наличием черт двух традиций. С одной стороны, это традиция Андрича и Црнянского, с присущей им эпичностью повествования, постановкой глобальных философских вопросов, обращении к национальному мифу и фольклору. С другой — это постмодернисткая традиция, берущая своё начало в произведениях М. Павича, Пекича, Киша. Для неё характерно формальное построение текста в виде фрагментов, мозаичность, эклектичность, перемежение временных пластов, соединение реалистических пластов повествования со сном, мифом, фантастикой. Этим роман безусловно интересен и заслуживает дальнейшего изучения.

[1] Пантић М. Горан Петровић: постваривање маште, растакање света / Александријски синдром III. — Нови Сад, 1999. — С. 191–193.
26 мая 2012 г.