Алфавит сербского языка и ещё ваши вопросы...
Нередко читатели моего блога присылают вопросы следующего содержания:
Какая графика чаще используется: кириллица или латиница? Какой лучше пользоваться при изучении языка?
Трудный вопрос. Многие националистически настроенные сербы предпочитают кириллицу. Для них это вопрос национальной идентичности — очень важный вопрос, из-за которого в мире ведутся многочисленные войны. Поэтому советую в Сербии пользоваться кириллицей. В Черногории предпочитают латиницу.
Многие также спрашивают, почему на сайте я пишу латиницей. Раньше писала только кириллицей. Но потом многим моим ученикам потребовалась именно латиница (для употребления в Черногории), и я решила тоже на неё перейти.
Как отличать, когда хтети смысловой, а когда — вспомогательный глагол? Например, «Хоћемо ли у Шабац на вашар?» (сохраняю текст автора вопроса) — это «поедем ли» или «хотим ли»? и т. п.
Очень просто!
Если хтети используется без последующего глагола, т. е. как в вашем примере, когда непонятно, что идёт дальше — инфинитив или да + презент, то это будущее время (инфинитив опускается, но подразумевается).
Стоит ли работать над ударениями, над всеми этими четырьмя типами? Иногда пишут, что многие сербы сами ими не владеют. Если не владеть ими, насколько дико это звучит для сербского уха?
Сербское ударение — это ещё один миф. Дело в том, что современный сербский литературный язык «создавался» всем известным Вуком Караджичем, родившимся в Тршиче, городе, находящимся недалеко от Боснии. Речь боснийцев с характерным растягиванием слов, специфическими интонациями и тоническими ударениями заметно отличется, например, от речи белградского ведущего — у него и в помине нет никаких ударений! В Белграде их не сыщешь. Просто за основу литературного языка был принят «караджичевский» язык с музыкальным ударением. Вот и считается, что в сербском языке музыкальное ударение. На самом деле, оно отмирает. Для этого есть и прагматическая причина — тип ударения не различает смысл. Т. е. если вы произнесёте любое слово с любым типом ударения, вас всё равно поймут (исключения всё же есть, например: грȁд град и грâд город, которые различаются типом ударения, но таких слов единицы, их можно отличить по контексту). А если так, то зачем носителям тратить усилия и выговаривать тот или иной тип ударения? Вот ударения и утрачиваются из-за их нефункциональности...