Все, чтобы заговорить по-сербски

Хочу вас поругать

Почему у вас никак не получается с сербским? 

Я занимаюсь преподаванием сербского языка уже 10 лет, еще со студенческих времен. Есть совершенно разные люди, разные способности и разные подходы. Есть много причин, почему люди не могут "разговориться".

Но сегодня мы поговорим об одном довольно популярном препятствии. А вы постарайтесь обнаружить, нет ли у вас симптомов.  И если симптомы есть и они большие, то лучше не только бросить учить язык, но даже и не начинать, времени вы потратите много, а результата будет очень мало. 

Для чего вы учились в школе?..

Давайте начнем издалека. 
Когда вы учились в школе, было ли вам понятно, для чего нужно учить формулы, запятые, правила и т.п.? Т.е. вот вы поставили правильную запятую, а зачем? Как вам это поможет? В лучшем случае ответ такой - чтобы быть грамотным. Ну а зачем быть грамотным? 

Только теперь, спустя годы, мы понимаем, как доверие нужных людей можно завоевать с помощью грамотной речи, как важно правильно донести свои мысли какому-нибудь чиновнику, как хорошо можно выиграть в зарплате, если правильно составлять презентации и знать английский. Но в школе мы не понимаем, что когда-то нам будет очень актуальна и зарплата, и хорошие отношения с чиновниками, и карьера, и личная симпатия образованных людей - и чтобы всего этого достичь, нужно хотя бы грамотно писать, выражаться и более-менее понимать мир вокруг себя (не только это, но в том числе).

Теперь давайте  перенесем ситуацию на изучение сербского языка.

Вы приходите на занятие, учите слова, спряжения, склонения.
Итог: вы знаете слова, спряжения, склонения.
Но для чего - непонятно. 
Т.е. человек приходит на занятие и думает, что его научат, просто вложат ему знания в мозг (желательно без его участия вообще). И таких изучающих я прошу серьезно задуматься, пересмотреть свой подход и в крайнем случае - вообще бросить идею о сербском языке. 

(Хотя, мне кажется, среди моих подписчиков таких очень мало, но все же симптомы безответственного отношения проявляются периодически то там, то сям.)

Признаки бесполезного обучения

  • преподаватель бегает за вами и чуть ли не уговаривает сделать д.з.
  • на изучение слов у вас нет времени
  • вы ищете какой-то супер способ, чтобы учить только разговорный и только бытовой язык, чтобы не перегружать себя этой дурацкой грамматикой и не обременять свою память заучиванием, желательно чтобы как-то все само получилось, легко
  • спряжения и склонения вы "проходили", но нет понимания, как же их увязать с вашей реальной беседой 
  • вы не можете четко сформулировать, о чем и как вы планируете разговаривать на этом языке, чего вам надо добиться от носителей, что вам им надо донести
  • на занятиях при попытке преподавателя хоть о чем-то побеседовать вы сразу все забываете и молчите 
  • вы полностью полагаетесь во всем на преподавателя, не интересуетесь, что и зачем мы изучаем и будет изучать, просто учите какие-то слова, какие-то окончания
  • вы забываете о языке, как только кончится урок, и не вспоминате о нем до следующего урока

Это, конечно, совсем тяжелый случай, похожий больше на лентяя-подростка, чем на взрослого человека. Но бывает, кое-кто слишком расслабляется. Давайте признаемся честно: с таким подходом успеха не будет! И лучше не начинать. Даже самый лучший преподаватель вам не поможет без вашего желания!
 

А теперь признаки успешного студента

  • идеально - у вас есть цель вне языка: общаться с иностранцами, работать, заниматься недвижимостью, выйти замуж, и эта цель вас вдохновляет, эта цель ваша, преподаватель ее за вас не придумает! 
  • вы точно знаете, с кем и о чем вы будете говорить, даже иногда пытаетесь сконструировать какие-то фразы, но у вас это пока не получается, именно поэтому вы идете к преподавателю и сами (!) просите его научить, "как мне сказать вот это"
  • вы осознаете, что надо достичь максимального понимания носителей - для этого нужно понимать произношение и то, как они строят речь
  • вы хотите, чтобы вас тоже понимали - для этого надо узнать, какие существуют конструкции для выражения ваших мыслей, как рассказать про события прошлого, будущего, настоящего, как задать вопрос, выразить просьбу
  • у вас много вопросов и вы активно допытываете преподавателя
  • иногда вы забегаете вперед, самостоятельно роетесь в словаре и в справочнике
  • вы используете преподавателя как консультанта для того, чтобы правильно организовать работу и ответить на ваши многочисленные запросы 

Вы должны быть проактивным, самостоятельно проявлять инициативу и интерес, осознавать свою мотивацию. Пассивное впитывание имеет крайне плохой эффект. Вспомните о многочисленных эмигрантах, которые многие годы живут без знания языка. Если человеку не нужна работа или его работа не требует общения, если он живет в семье и в окружении своих соотечественников, то у него может так никогда и не возникнуть потребность зашевелиться в сторону иностранного языка. Да, такое бывает. И изобилие языковой среды, ежедневное пассивное впитывание из сотен источников обеспечит ему только знание десятка фраз. При этом некоторые никогда и не были в стране, учились по захолустным советским учебникам, но их внутреннее желание настолько велико, что через годик они будут уже очень неплохо общаться. 

Надеюсь, мое рассуждение поможет вам осознать свою мотивацию и честно оценить перспективы. 

13 июня 2015 г.