С днем славянской письменности!

С удовольствием поздравляю с Днем Славянской письменности всех, кто имеет отношение к славянским языкам, культуре, литературе и вообще к славянству! Думаю, что в широком смысле этот праздник всех, и день, когда даже самые враждующие соседи должны обменяться приветствиями!

В этой статье я хочу немного отойти от нашей привычной темы сербского языка в практическом применении. Сербский язык — это лишь крупица во всем интереснейшем мире славянства, поистине огромном и, к счастью, неисчерпаемом! Уверена, что интересы моих читателей не ограничиваются лишь сербским вокабуляром, но распространяются и дальше — на культуру, литературу, фольклор, обычаи, быт, миропонимание сербского и других народов, их различия и общности. Понимание общих закономерностей существования и связей между самыми абстрактными понятиями имеет непосредственное влияние на знание языка. Объяснить это трудно, но это работает ))

Знал ли Кирилл кириллицу?

Итак, сегодня во многих славянских странах почитают память первых славянских просветителей — Константина (всем известное имя Кирилл он принял буквально за 2 месяца до смерти) и Мефодия, которых считают изобретателями славянской азбуки. Их история очень интересна. Для начала, никто до сих пор не знает, какую именно азбуку они изобрели? Ученые склоняются к мнению, что это была вовсе не кириллица (т.е. не те буквы, которые вы сейчас читаете). Скорей всего, это была глаголица — еще одна славянская азбука, которая уже нигде не используется, но дольше всего продержалась в Хорватии — до 19 века. Кириллицу же изобрел совсем не Кирилл (т.е. не Констанин), а его последователи. Впрочем, этот вопрос достаточно дискутируемый и пока что не найдено решающих фактов в пользу той или иной теории.

Для языковедов-любителей

Старославянский язык всегда был моей любимой дисциплиной :) Поэтому, пользуясь случаем, хочу порекомендовать интересующимся следующие книги:

1. Г. А. Хабургаев. Старославянский язык.

2. М. Л. Ремнева. Старославянский язык.

3. Для продвинутых — В. А. Маслова. Основы праславянской фонологии.

Прочитав эти книги, вы поймете, что языкознание — это наука, обладающая своим понятийным аппаратом, инструментарием и методологией, подобная физике или астрономии, с той лишь разницей, что в случае древних славянских языков изучается, по каким-то крупицам и осколкам, уже давно умершая вселенная … Также станет ясно, почему всяческие руны, велесовы книги и прочие альтернативные лжетолкования происхождения языка (весьма популярные в Сербии, кстати) — это совершенно не имеет отношения к действительности и псевдонаучно.

Славянский мир: общность и многообразие

23 мая в институте Славяноведения Российской Академии наук была конференция, посвященная разным вопросам славянства (название конференции — «Славянский мир: общность и многообразие»). Мне особенно понравился доклад профессора, д.и.н. Гориной Л. В. из МГУ о черноризце Храбре и его «Сказании о письменех» (будет интересно почитать тем, кто интересуется происхождением славянской письменности и связей между различными современными славянскими языками, например, сербским и русским). Также неожиданным был доклад профессора Успенского Ф.Б. из ИнСлава, о традиции княжеских имен в домонгольской Руси. Например, русские князья никогда не назывались по имени отца или деда, т.е. Иванов Ивановичей не было. Также интересно и то, что князья никогда не становились монахами (в отличие от множества примеров в Западной Европе и Азии).
Интересным было выступление С. М. Михеева о глаголических надписях в Софии Новгородской. Древние люди были одной с нами природы: они тоже разрисовывали стены церкви своими именами. Для меня так и остался неразъясненным вопрос, почему в цекрви писали глаголицей, а на берестяных грамотах — кириллицей.

Я выступала на секции славянских литератур, и сообщение мое было посвящено Горану Петровичу, современному сербскому писателю. Статью про него пришлю вам в качестве ликбеза по сербской литературе ))